Генеалогия в статьях » Генеалогия по почте. Организация написания запросов

Многие из тех, кто начинают заниматься составлением своей родословной, сталкиваются с тем, что необходимую информацию приходится запрашивать в архивах через запросы. Перед ними встают вопросы: а как это можно сделать правильно? Существуют ли бланки написания запросов в архивы? Как архивы на них отвечают? А какую информацию запрашивать в архивах? Ведь хочется получить наилучший ответ. А правильно заданный вопрос дает возможность получить наиболее полный ответ.

При этом часто исследователи сосредотачиваются на самом процессе написания запросов, т.е. как сформулировать, что написать и др. Но совершенно упускают из виду организацию процесса написания запросов. И потому может так получится, что проделана большая работа, написано великое множество запросов, а результата нет. Почему? Оказывается, не только содержание запросов влияет на итоги исследования, но и правильное устройство своего рабочего места, и организация хранения бумаг, и движение бумаг по рабочему пространству.

Мне встречались такие исследователи, которые регулярно писали запросы в архивы, а потом обращались ко мне с вопросами, почему они не получили ответ на свой вопрос или просили пояснить ответ из архива. При этом они трясли передо мной ворохом бумаг. Получалось, что работа проводилась большая, но они не могли получить ответ, который бы их удовлетворил.

В этой статье мне бы хотелось описать именно процесс организации переписки с архивами, т.к. при работе по запросам есть несколько ошибок, которые допускаются исследователями и которые не позволяют получить хороший результат.

Важно завести папку, в которую складывать все копии своих запросов. Лучше брать папку с файлами, либо скоросшиватель. И вкладывать свои запросы в таком порядке, чтобы слева оказался запрос, а справа осталось место для ответа. Когда придет ответ, его необходимо будет вложить на пустое место. В дальнейшем при просматривании папки, такое расположение позволит увидеть сразу пустое место и быстро понять, из какого архива не пришел еще ответ. А посмотрев на дату отправления, понять ждать ли дальше, либо надо выяснять судьбу своего запроса.

Также такое расположение позволит проанализировать ответ. Понять, что ответили.

Так мне однажды из ЦАМО прислали ответ, но там не было указано ни одной фамилии, поэтому не было понятно, по кому конкретно прислали ответ. Открыв папку с запросами, я увидела, что я запрашивала в ЦАМО и смогла понять, к чему относился их ответ.

Расположение в папке слева запрос, справа ответ  позволяет анализировать лучше ответ, т.к. запрос и ответ находятся прямо перед глазами, не требуя перелистывания и усилий памяти. А это и дает возможность написать еще один запрос, если ответ из архива показался не очень полным.

Когда меня просили прокомментировать тот  или иной ответ из архива, то первое, что я просила мне показать, это копию самого запроса. Практически никто мне не мог его предоставить и пытались отвечать по памяти. Но память наша коварная, она многое дословно не помнит. Поэтому не надо ничего вспоминать, лучше просто сохранить себе копию своего же запроса. Это позволит тогда понять, а что же мы сами запрашивали, какую информацию мы спрашивали. Так что сохранять себе копию своего запроса это обязательно.

И обязательно все раскладывать по папкам. Тогда многое становится ясным и понятным.

Был в моей практике один казусный случай. Исследователь сделал запрос в ведомственный архив Казахстана. И потом получил ответ и никак не мог понять, что они ему написали. Его интересовала информация о его депортированных предках по национальному признаку. А ему ответили, что не могут возбудить розыскное дело по поиску человека. Ситуация прояснилась, когда мы увидели оригинал его запроса, в котором он просил архивистов найти его родственников. Получалось, что он просил найти как будто ныне живущих родственников. Но если бы не была сохранена копия запроса, мы бы не поняла, почему архивисты ему так ответили. Поэтому был написан повторный запрос, но уже с правильными формулировками. И в итоге ответ о том, откуда были депортированы его предки, был получен. А это позволяло двигаться глубже в поисках своих предков.

Также по этому поводу я вспоминаю такую картину, которую наблюдала давно в читальном зале архива в городе Кунгуре Пермской области. Архивисты, несколько человек, разбирали один запрос, в котором им писали ту информацию, которая известна, но не указывали, а что интересует еще. Поэтому архивистам пришлось строить предположения, а какого рода информация еще интересует заявителя. Поэтому в запросе важно не только написать то, что Вам известно, но также указать, а какого рода информация еще Вас интересует.

Почему вообще встает тема написание запросов? Не во всех архивах можно прийти и поработать лично, но можно получить сведения через запросы. Особенно это касается архивов советского периода. Так, в архивах ЗАГСа не получится поработать лично, только через запросы. Подробнее об этом написано в других статьях. В архивах ФСБ также не получится прийти и поработать самостоятельно. Вначале туда необходимо будет отправить запрос. Также не у всех есть возможность приехать работать лично в архиве, но это не препятствие для занятий семейной историей.

Написание запросов это важный этап при изучении семейной истории, поэтому для получения более полной информации необходимо правильно организовывать процесс переписки и хранения результатов.

 

Оксана Корнева, историк-генеалог ©

 

Похожие статьи:

Что такое архив?

Генеалогия на практике. Как собрать биографическую информацию
 
Особенности работы в архивах
 
Мой первый опыт самостоятельной работы в архиве
 
Родословная эффективно. Как писать запросы в ЗАГС эффективно?



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!